Истребитель МИГ 21 – долгие годы он был символом не только Советских ВВС, но и ВВС всех стран варшавского договора. Не одно поколение летчиков Восточной Европы встало на крыло, обучаясь летному мастерству именно на этом самолете. Для них он стал родным, но каждая история когда то заканчивается. Чешские пилоты устроили заслуженному ветерану достойные проводы.
Место действия – база «Часлов», военно-воздушных сил Чехии. При стечении толп народа: жителей воздушного городка и многочисленных энтузиастов авиации летчики выводят на бетонку
аэродрома пару МИГов. Все машины одной из поздних модификаций – МИГ-21МФ. Наступает последний парад в истории этого истребителя и одновременно целой эпохи в истории Чешских ВВС.
В годы Вьетнамской войны МИГ-21 доказал, что он был непревзойденным истребителем воздушного боя. Соотношение потерь Фантомов и Мигов составило в среднем три к одному. Свое превосходство над противником двадцать первый продемонстрировал и в 71 году, во время индо-пакистанского конфликта. На сей раз это были Мираж 3 и Старфайтер. Удачный самолет растиражировали в немыслимых для реактивного истребителя количествах. Только Советские заводы выпустили с 1959 по 1986 годы более 20 тысяч двадцать первых. Естественно страны Варшавского договора тоже получили на вооружение эти самолеты в качестве основного истребителя. В Чехословакии было налажено лицензионное производство МИГов и выпущено почти 200 машин. ВВС этой страны вообще считались одними из самых мощных в восточной Европе, как по численности, так и по квалификации летного состава. Практически все летчики истребители Чехии профессионально состоялись благодаря этой машине.
Чешские двадцать первые МИГи идут на разбег и отрываются от полосы, чтобы в последний раз показав себя в небе, через 30-ть минут приземлиться на ВВП в Часлове. Последние минуты их почти сорокалетней карьеры в Чешских военно-воздушных силах. Летчики постарше с волнением смотрят на самолеты. Уходят не просто их старые знакомые, но живые образы их личной биографии.
Новые Чешские ВВС и молодые летчики будут летать на Шведских истребителях Гриппен, но это уже следующие страницы истории, которые пока еще начинают открываться.
Что же касается МИГ-21, то его длинная боевая биография продолжается. По оценкам влиятельной издательской аналитической группы «Джейнс», сегодня на вооружении ВВС разных стран мира остаются еще примерно три тысячи машин. Более того, в России проработаны варианты радикальной модернизации двадцать первых. Причем настолько эффективные, что этот самолет по своим боевым возможностям становится на одну ступеньку с истребителями четвертого поколения, такими как Мираж 2000 и Ф-16Си. Изюминкой модернизации считается новейший радар МИГа – копье, который создан в Российском КБ «Фазотрон». Модернизированный самолет получает новые качества. Он обнаруживает цель на дальности 57 километров, одновременно сопровождает 8-мь целей и может одновременно атаковать две из них. Этот радар позволяет использовать современные ракеты, которые используют сегодня современные самолеты МИГ-29 и СУ-27. Индийские ВВС решили модернизировать весь парк своих МИГ-21БИС, установив на них РЛС «Копье» и новейшую бортовую электронику, а это почти 200 самолетов (примерно две истребительные дивизии). Модернизированный самолет с радаром «Копье» на учениях в Индии успешно противостоял и во многих боях выиграл у таких современных самолетов как: Ф-15Си, которым управлял американский летчик и у самолета Ф-16, которым управлял летчик Сингапурских ВВС.
Иногда мистика названия раскрывается не сразу, а через много лет. Похоже, так происходит и со старым, добрым МИГ-21. Две цифры в его названии словно свидетельствуют – он становится самолетом 21 века.КОД 692