Игра мускулами – в военном деле без неё не обойтись. Флот действует так – вначале демонстрация флага, затем блокада коммуникаций и лишь потом в дело пускают оружие. Но сильным флотам иногда достаточно просто самого факта их существования. Основной тип кораблей, которым достаточно просто быть – это бесспорно Авианосцы.
С точки зрения военной стратегии мировой океан идеальный плацдарм. Ракетно-ядерное оружие современных кораблей, палубная авиация – все это можно передвинуть поближе к цели всего за несколько дней. На каждом из передвижных аэродромов современных ударных атомных авианосцев расположена практически полная авиадивизия смешанного состава.
Большими или ударными атомными авианосцами сегодня в мире располагают только две страны: США и Франция. В американском флоте числится двенадцать таких кораблей, почти все они принадлежат к авианосцам типа «Нимитц». Это рекордсмены стойкости. Только сам корабль, без авиационной группы обходится казне примерно два с половиной миллиарда долларов. Это настоящие аэродромы – длина полетной палубы приблизительно триста метров, ширина около восьмидесяти, полное водоизмещение такого гиганта приближается к ста тысячам тонн. Главное оружие авианосца восемьдесят-девяносто летательных аппаратов разных классов. Это и истребители-перехватчики F-14 Томкэт, многоцелевые машины F-18 Хорнет, штурмовики А-6 Интрудер, противолодочные и спасательные вертолеты. Авиагруппа или по американской терминологии авиакрыло включает в себя так же несколько специализированных самолетов. В их числе палубные заправщики, самолеты радиоэлектронного противодействия Браулер и дальнего радиолокационного обнаружения Хокай. Авиакрыло одновременно и щит и меч. Оно ведет противовоздушную, противолодочную оборону не только самого авианосца, но и кораблей эскорта, но самое главное, может наносить эффективные удары по целям в море и на берегу. Несколько таких кораблей концентрируют на своих палубах мощь целой воздушной армии, сравнимой с потенциалом военной авиации средней страны. Этот потенциал работает на устрашение вероятного противника уже одним фактом своего существования.
Американская школа палубной авиации одна из старейших. Налетанность палубников США очень высока. В среднем один пилот летает 250 часов в год. Каждый большой авианосец оснащен четырьмя паровыми катапультами, каждая из которых обеспечивает взлет с палубы самолета весом до 37 тонн. На жаргоне американских моряков, она называется жирным котом. Каждый кот разгоняет самолет до скорости 300 километров в час всего за три секунды. Два атомных реактора дают Ниметцу практически неограниченную автономность и запас хода.
Обычно авианосец везет запас провизии на девяносто суток для пяти с половиной тысяч моряков и летчиков. По сути авианосец – небольшой город. Корабельный быт мало чем отличается от жизни в маленьких американских городках. На авианосце действует отделение связи со своим почтовым индексом, теле и радио станции, выходит газета, работают супермаркет, библиотека, госпиталь, парикмахерские, прачечная и даже пожарное депо.
Гордость военного флота Франции атомный авианосец – Шарль де Голль. Он меньше американского. По габаритам де Голль сравним с авиа несущими крейсерами Советского флота типа «Кит». Длина 262 метра, ширина полетной палубы 64 метра, полное водоизмещение корабля чуть больше сорока тысяч тонн. Шарль де Голль вошел в состав флота еще осенью 2000 года, однако статус полностью боеготовой боевой единицы он получил почти через год. Авиагруппа де Голля насчитывает примерно сорок боевых самолетов – это новейшие истребители «Рафаль» и штурмовики «Супер-Этандар». Эти машины прекрасно зарекомендовали себя во время фолклендской войны в составе аргентинских ВВС. Шарль де Голль оснащен электроникой по последнему слову техники, его боевая информационно-управляющая система способна вести слежение одновременно за двумя тысячами воздушных и наземных целей. Экипаж авианосца около двух тысяч человек. Не исключено, что через несколько лет Французский флот получит еще один корабль этого типа.
Английский авианосец типа «Инвинсибл» стал отражением, модной в свое время, теории строительства небольших авианосцев контроля за морем. По своим размерам он сравним с тяжелым крейсером. Корабль оснащен неядерной силовой установкой, поэтому его автономность и дальность относительно невелики. Длина корабля двести десять метров, ширина полетной палубы 36 метров, водоизмещение около 21 тысячи тонн. Авиакрыло английского авианосца состоит всего из двадцати единиц. Это восемь палубных истребителей вертикального взлета и посадки «Си Харриер», а так же девять противолодочных вертолетов «Си Килл» и несколько вертолетов того же типа в варианте дальнего локационного обнаружения. Задачи, которые английское командование возлагает на авианосцы данного типа значительно скромнее, чем у больших авианосцев США. Это выполнение функций флагманского корабля, обеспечение ПВО корабельной группировке в океане, противолодочные действия и помощь морской пехоте при проведении десантных операций.
Еще меньше английского итальянский авианосец «Джузеппе Гарибальди». Это пожалуй самый миниатюрный корабль этого типа в мире. Его полное водоизмещение 14-ть тысяч тонн, длина 180 метров, а ширина ВПП 33 метра. Экипаж насчитывает 700 человек из которых 360 относятся к личному составу авиакрыла. Основной боевой самолет тоже Харриер, но в американской продвинутой версии АВ8Б+. От обычных Харриеров он отличается возможностью применения новейшей ракеты воздушного боя средней дальности «Амрам». Военно-экономические возможности Италии скромнее чем у Англии и Франции но, несмотря на это военное руководство этой страны, надеется в ближайшие годы получить второй корабль подобного класса, а США и Англия ведут проектирование перспективных авианосцев будущего – воплощения военно-морской мощи.
Мда… Здоровые игрушки. Жалко в РФ таких нет.