«Центр нападения»

Украина 30 мая — SOWOR Новости. Первый украинский фильм о футболе намеревался снять еще великий Довженко

Киевское «Динамо» — обладатель Кубка кубков и Суперкубка Европы. Шахтер — обладатель последнего в истории Кубка УЕФА. Днепр — сенсационный финалист Лиги Европы. Сборная Украины — первый из т.н. постсоветского пространства четвертьфиналист чемпионата мира.

Украина совместно с Польшей — организатор, наверное, лучшего за всю историю финального турнира чемпионата Европы по футболу. Три обладателя «Золотого мяча» лучшего игрока года.

Даже рядом с нашими величайшими трагедиями — также футбол. В города Припять — своя футбольная команда, которая в дни Чернобыльской катастрофы должна была проводить календарный поединок.

Во время войны в Донбассе «футбольными переселенцами» оказываются десяток клубов — они переезжают из города в город, играют на стадионах без зрителей.

А где-то из трясин футбола пробиваются юные «самородки» — игроки из бедных семей и глубокой провинции, которые в поисках лучшей жизни совсем юными едут достигать успеха в спорте.

Это не только перечень событий и феноменов отечественного футбола, но и набор сюжетов для киношников. Десятки сценариев для драмы, комедий, возможно, даже детективного жанра или триллера подготовил наш футбол. Но при этом фильмов о нем — мало, а хороших — вообще единицы. Почему так и есть эти приятные исключения? Об этом мы расспросили знаменитого киноведа, главного редактора журнала «Кино-Театр» Ларису Брюховецкую.

Первый украинский фильм о футболе намеревался снять еще великий Довженко

Прежде всего, ваше мнение о именно этой разновидности кино — фильмах о футболе. Попадались ли вам футбольные фильмы, которые были бы выполнены на действительно высоком художественном уровне?

— Казалось бы, в стране, где футбол популярен и где есть сильные футбольные команды, должно было быть десятки фильмов, посвященных этой теме. И их мало, всего пять, и, собирая информацию о них, нетрудно заметить несколько закономерностей.

Первая из них объясняет причину их незначительного количества: в советское время, особенно в первой половине XX века, на фоне «гигантских» задач, которые ставила перед народом «руководящая и направляющая», увлечение футболом не было темой, которую надо слишком культивировать посредством кино — популярность этой игры и так была стабильной.

Приведу один красноречивый факт: молодой Александр Довженко был поклонником великих комиков — Макса Линдера и Чарли Чаплина. Поэтому намеревался поставить серию короткометражек с Дмитрием Капкою ( «Капка женится», «Капка-фининспектор», «Капка-футболист»), но руководство ВУФКУ в лице Лифшица отбросило это предложение как несерьезное, и Довженко вынужден был переключиться на политический детектив.

— А какой украинский фильм, посвященный футбольной тематике, может претендовать на историческое первенство?

— 1926 года, как раз тогда, когда Довженко безуспешно пытался «пробить» идею о фильме на футбольную тематику, на Ялтинской кинофабрике ВУФКУ вышла короткометражка «Герой матча» («Болельщик футбола»). Сценарий писали аж четверо авторов, среди которых был известный сценарист Николай Борисов, прославившейся сценарием приключенческого фильма «Укразия».

Похоже, что инициатива ленты принадлежала Льву Константиновскому, ведь кроме того, что он был одним из соавторов сценария, режиссером, он еще и сыграл главную роль — Храпкина, героя матча. Жаль, что лента, как и многие другие украинских фильмов 1920-х, не сохранилась, и мы не имеем возможности увидеть, каким тогда был футбол и какими — болельщики.

Единственное, что знаем о ней: это был киношарж на болельщиков. А ее жанровая принадлежность, видимо, не случайна: поводов для смеха в то время было немного, а над футболом шутить запрещалось. В конце концов, подтверждают это почти все фильмы о футболе советских времен — они, кроме последнего, относятся к развлекательному жанру. И эта жанровая особенность является второй закономерностью

Лавров играл тренера, Сова — футболиста, а Тарапунька — репортера

— Футбол уже в те времена был самым популярным видом спорта и одним из самых посещаемых массовых мероприятий. Когда появился следующий фильм на эту тематику?

— Двадцать лет спустя. Соавтором сценария следующего фильма – «Центр нападения», состоящего из девяти частей и поставленного на Киевской киностудии в 1946 году, был Евгений Помещиков. Он прославился тем, что написал сценарии для комедий Ивана Пырьева, поставленных так же в Киеве — «Богатая невеста» и «Трактористы» — они отвечали канонам сталинского стиля и приобрели популярность.

После «Центра нападения», написанного совместно с Б. Ласкиным, Помещиков еще несколько раз «осчастливит» Киевскую студию своим сценариям, в частности «Щедрое лето» (1951) и «Небо зовет» (1959) — оба в соавторстве, и опять-таки произведением о футболе, но о нем позже.

Итак, два режиссера Семен Деревянский и Игорь Земгано вместе с операторами Иваном Шеккером и Сергеем Ревенко создали эту ленту. В главных ролях снялись Е. Деревенщиков (Елена), В. Доронин (Андрей), Б. Толмазов (Семен).

Актер Киевского театра русской драмы Юрий Лавров сыграл тренера, а молодой Андрей Сова — Шувалова. Зрители могли увидеть на экране и талантливого артиста эстрады Юрия Тимошенко (Тарапунька) в роли репортера. Оба, и Сова, и Тимошенко, впоследствии прославились как комедийные актеры.

Фильм имел целью поднять статус именно советских футболистов, показать, какими всесторонне одаренными были эти люди, жившие не футболом единым.

… В один из самых напряженных моментов футбольного сезона знаменитый центр нападения «Метеора» Андрей Кравченко покидает свою команду и уезжает в другой город. Причина такого спешного отъезда Кравченко в том, что известный футболист является к тому же замечательным инженером, который разработал новую конструкцию мотоцикла.

Серийное производство новой модели требовало присутствия конструктора на мотоциклетном заводе. Но Андрей не оставляет футбол. Он становится центром нападения команды города, где расположен завод. Давний друг Андрея — вратарь «Метеора» — Семен расценивает поступок Кравченко как предательство своей команды. Опять встречаются на футбольном поле Семен и Андрей, которые играли в командах-соперниках.

Вратарь «Метеора» прилагает все усилия, чтобы не пропустить в свои ворота ни одного мяча от Кравченко. В этой игре побеждает опытная команда «Метеора». Ее игроки понимают ошибочное отношение к старому товарищу.

Авдюшко показал жизнь игрока после футбола. В его исполнении — судьба футболиста-архитектора

— Начиная с 1950-х годов, когда киевское «Динамо» добыло Кубок СССР, украинский футбол начал постепенный подъем. В 60-х он уже доминировал в Советском Союзе. Как на это реагировали люди искусства?

— Постепенным увеличением количества фильмов на футбольную тематику. Действительно, в послевоенные годы их стало больше. К примеру, в 1953 году на Киевской киностудии снят фильм «Наши чемпионы» Марка Донского. Вот только в Аннотированном каталоге «Советские художественные фильмы» он отсутствует: очевидно, его относят к документальным. Есть информация, что фильм посвящен спортсменам-футболистам и репортаж ведет Вадим Синявский.

И вот 1963 поклонникам футбола Киевская киностудия им. Довженко представляет очередную кинокомедию — фильм «Строгая игра» из восьми частей. На этот раз сценарий Евгения Помещикова воплотили Григорий Липшиц и опытный кинооператор Александр Пищиков.

Снимались в ней преимущественно российские актеры: в главной роли — футболиста Алексея Задорожного выступил популярный тогда Виктор Авдюшко, который за свою недолгую жизнь сыграл 60 ролей (по мнению специалистов, ему особенно удавались роли внешне суровых, сдержанных, мужественных, но добрых и мудрых людей).

Роль Андрюшки исполнил москвич Коля Бурляев, ставший знаменитым после фильма Андрея Тарковского «Иваново детство». Маму мальчика сыграла украинская актриса Полина Куманченко.

В комедии затрагивается серьезная проблема: что делать тем, кто закончил карьеру, как выстраивать свою жизнь после полученной своим талантом безумной славы. В фильме футболист находит свое новое призвание в воспитании молодых спортсменов. После своего последнего матча любимец болельщиков, 34-летний Алексей Задорожный, становится «пенсионером» и уходит из большого спорта.

Человеку, достигшему славы, трудно отказаться от любимого дела, от успеха и поклонения, и поэтому Алексей страстно желает забыть о том времени, когда он был кумиром болельщиков. Теперь перед ним широкая дорога в другой области — Алексей работает над дипломным проектом в архитектурном институте. Но спортсмен-архитектор не оставляет любимый футбол: он помогает юношеским командам овладеть искусством игры в мяч. Из этого содержания, правда, трудно понять, почему «Строгую игру», герой которой вызывает сочувствие, отнесли к комедии.

В фильме «Такая она, игра» угадывается интеллектуальное противостояние Лобановского и Маслова

— Валерий Лобановский и Олег Базилевич не только достигли высоких успехов для советского клубного футбола, но и добавили игре ореол дела научного, выверенного, интеллектуального. Это должно воплощение на экране?

— Более чем через десять лет после «Строгой игры», в 1976 году, киностудия им. Довженко выпускает еще один фильм, посвященный футболу, теперь уже психологическую драму «Такая она, игра» по сценарию Вячеслава Винника и Станислава Токарева. Над лентой работали как опытные мастера своего дела — художник Михаил Раковский и оператор Николай Журавлев, так и молодежь — режиссеры Николай Малецкий и Владимир Попков. Главную роль — Николая Бушуева — сыграл популярный украинский актер театра и кино Степан Олексенко, а в роли его антагониста — тренера Виктора Баса — российский актер Георгий Жженов.

Прежде всего следует раскрыть суть этого антагонизма. Конфликт между тренером футбольной команды и лучшими игроками — Бушуевым и Миленковим — привел к тому, что футболисты ушли из команды.

Миленков вернулся в научно-исследовательский институт, а Бушуев уехал в провинциальный город, стал тренером и, положив в основу тренировок научный подход к игре, в короткий срок достиг больших успехов. Герой Олексенко — Николай Бушуев — называет тренировки Баса дрессурой. Бас — типичный диктатор, считает себя истиной в последней инстанции и реагирует на критику железными аргументами. Но главным аргументом в футболе есть успех команды, и если команда Баса в отечественных турнирах выступала неплохо, то в матчах международных проигрывала.

Когда Баса в федерации футбола собираются увольнять, он говорит: «Или я устал, или время изменилось …». Действительно, в конце 1960-х нельзя было не заметить кардинального изменения времени, утверждения тотальной свободы, и соответственно — изменений во многих сферах общественной жизни, в том числе в характере футбольной игры.

Если в послевоенные годы в СССР футболистами становились дети-сироты, сильные и волевые, готовые подчиняться жестким командам тренера ради победы в престижной игре, то уже в 1960-х футбол становится, по словам одного из персонажей фильма, «большой человеческой драмой и большим праздником единения людей». В свои права вступает психология, а также другие науки, помогая выстроить тренировки так, что победы на футбольном поле становятся закономерными. Как именно — это и показано в фильме.

Итак, это фильм о двух разновидностях футбола, точнее о противостоянии игры, выстроенной только на усилиях воли и железной дисциплине, и игры, предусматривающей интеллектуальную основу, точные расчеты, то есть научный подход. Фильм сняли в Киеве не случайно — именно здесь, стараниями тренера Валерия Лобановского — и возник интеллектуальный футбол. Собственно, прославленный тренер и был прототипом главного героя Николая Бушуева, и актер Степан Олексенко, внешне похожий на него, прекрасно передал черты характера интересной и многогранной личности — целеустремленность, волю к победе, доброту и сердечность, готовность свои силы и знания отдать делу жизни.

Фильм — это взгляд на дела футбола не извне, а изнутри. Главный конфликт в ленте разворачивается не только в персональном измерении, как конфликт, условно говоря, между Масловым и Лобановским, он универсален — это конфликт между грубой, часто бездумной силой и мудростью искателей. Повторяется он со времен существования человечества. Именно поэтому этот фильм, который есть в свободном доступе в сети, стоит посмотреть. Качественные диалоги, качественная игра, кроме Олексенко и Жженова, молодой Борис Щербаков сыграл Женю Синицына, красавица Антонина Лефтий сыграла Олю, опытный Николай Гринько — председателя федерации футбола, а молодой Владимир Абазопуло — футболиста, который озвучивает цель футбола: сам забей, не дай другому. «Такая она, игра» интересна также хроникальными фрагментами реальных матчей. Фильм получил бронзовую медаль на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в Ленинграде в 1979 году.

Бышовец, который досрочно завершил карьеру, играл травмированного игрока. А Параджанов снимал футбол на селе

Известно, что свою роль в кино получил и бывший форвард «Динамо» Анатолий Бышовец (пусть фильм «Дед левого крайнего» и не отнесешь к творческим успехам режиссера Осыки). А великий режиссер Сергей Параджанов снимал фильм «Первый парень» о сельском футболе. Можно ли назвать эти фильмы успешными или популярными?

Есть еще одна закономерность: самые известные ленты украинского кинематографа, которые у зрителя ассоциируются с футболом, — это две комедии — «Первый парень» Сергея Параджанова (1958) и «Дед левого крайнего» Леонида Осыки (1973).

«Первый парень» появился на волне усиленного поощрения руководства киностудии Довженко ставить кинокомедии, которые считались (и считаются) самым популярным жанром в кино. Сценарий написали двое авторов из Лубен Виктор Загоруйко и Павел Лубенский. Речь шла о спорте на селе. Когда авторы познакомились с Сергеем Параджановым, они с удивлением обнаружили, что он совсем не интересуется футболом. Впрочем, футбольная игра в фильме есть, только режиссер показал матч между командами двух соседних колхозов в стиле абсурда.

Сценарий лирической комедии «Дед левого крайнего» Иван Драч и Леонид Осыка назвали «Кисть старого мастера». Речь шла о современном Киеве и жизни одной семьи. Отец — Трофим Бессараб — художник, который красит фасады домов (такую ​​же профессию имел отец Леонида Осыки). Осыка был остроумный и имел прекрасное чувство юмора, а на главную роль пригласил популярного комедийного актера Николая Яковченко.

Киев конца 1960-х гордился достижениями своей футбольной команды, ведь киевское Динамо тогда боролись за победу на европейских турнирах. Не случайно одним из главных персонажей стал внук Трофима Бессараба — знаменитый футболист Динамо, а фильм получил название «Дед левого крайнего». Осыка вводит в фильм документальные фрагменты матчей и на роль внука приглашает футболиста Анатолия Бышовца. Его персонаж, правда, появляется в кадре на короткое время, зато события время от времени вращаются вокруг него и упоминается он постоянно.

Есть в фильме повод для юмора: во время матча внука — того, что левый крайний — травмируют, его уносят с поля на носилках. С травмы смеяться не приходится, а вот из реакции на нее… На следующий день, когда отец футболиста, директор НИИ, пришел на работу, сотрудники высыпали в коридор и не давая ему прохода, спрашивают одно-единственное: «Как здоровье Вашего сына?». Был повод задуматься, кто же в наше время имеет настоящую популярность? К сожалению, фильм тогда на экраны не выпустили, и мало кто смог его увидеть. Хотя любителям футбола его посмотреть стоит, чтобы почувствовать увлечение игрой.

В завершение упомяну интересный документальный кинопортрет прославленного тренера Валерия Лобановского. Фильм «Лобановский навсегда» режиссер Антон Азаров выпустил на студии Das Boot Production (Украина) в 2017 году.

Как ранее сообщал Sowor: