Передача топлива в воздухе увеличивает диапазон деятельности военных самолётов, значительно прибавляет время их полёта. Специализированный заправщик Ил-78М Midas изготовлен на базе Ил-76МД, там отсутствуют десантные приспособления, в фюзеляж добавлены 3 топливных бака (2 съёмных бака у Ил-78) и 3 подвесных агрегата заправки, перекачивающие топливо со скоростью 2900 л/мин.
Взлётная масса 210 тонн. Если удаление от аэродрома вылета в 1,8 тысяч км, заправщик может передать 60-65 тонн горючего, а при удалении в 4 тысячи км — 32-35 тонн. Грузоподъёмность 50 тонн. Масса топлива 126 тонн, из них в фюзеляжных баках 36т. Скорость 850 км/ч, экипаж 6 человек.
Кроме дозаправки Ил-78М Midas может перевозить топливо, выполняя функцию танкера. Есть возможность трансформации Ил-78М в транспортный самолёт при снятии фюзеляжных баков, на борту есть такелажное оборудование.
Это не единственный российский дозаправщик. В ВКС России дозаправку могут производить также Су-24М, Су-33, МиГ-29К. В Ульяновске проводится модернизация дозаправщика, госиспытания намечены на 2016 год, заводские лётные испытания прошли в 2015 году. Ил-78М-90А будет перевозить на 110 тонн больше, чем Ил-78М. Ранее топливозаправщики выпускались в Узбекистане. Теперь модернизированный дозаправщик будут производить на ульяновском «Авиастар-СП».
Кроме России, эксплуатируется в Индии (6 штук Ил-78МКИ), Пакистане, Украине. Эксплуатируется с 1985 года.
нереально огромен!