Доброй ночи! Сегодня выходной, днём выспался, а сейчас решил написать статью об основах спортивного ориентирования, я думаю Вам будет интересно её прочитать.
На карте (я надеюсь, что даже новичку в ориентировании теперь нетрудно мысленно воспроизвести нашу маленькую карту) нанесено значительно больше контрольных пунктов, например 20—25. Кружки КП не соединены друг с другом. Где-то в середине этой россыпи КП находится место старта, откуда все спортсмены стартуют одновременно (так называемый общий старт со стороны выглядит весьма эффектно: представьте себе плотную массу спортсменов, которая по сигналу стартера разлетается «осколками» в разные стороны).
Задача каждого может состоять, например, в том, чтобы за кратчайшее время обойти определенное (для всех участников, естест- вённо, одинаковое) количество КП, например 15. Любых КП. А может и в том, чтобы за установленное время (например, за 2 часа) посетить наибольшее количество КП или набрать наибольшее количество баллов (очков). Тогда каждому контрольному пункту, в зависимости от его удаленности от старта и сложности обнаружения, соответствует (и нанесен на карту) определенный балл.
Разумеется, все спортсмены в одном соревновании решают одинаковую задачу.
Упомянутые разновидности ориентирования по выбору в сущности своей не очень сильно отличаются от ориентирования в заданном направлении, так как частные задачи остаются теми же — выбор и реализация оптимальных путей между двумя точками. В то же время ориентирование на маркированной трассе существенно отличается от всего, что было описано выше. Чтобы продемонстрировать это отличие, мне придется обратиться к уже использованной карте, но взамен прежней трассы нанести другую, какая может встретиться на таких соревнованиях.
Цепочкой жирных точек на карте показана трасса с установленными на ней контрольными пунктами. Однако ни трассы, ни встречающихся на ней КП на картах, которые получают участники на старте, нет. Карты им выдаются чистые, с одним лишь дополнительным обозначением, сделанным обычно красными чернилами,— точкой старта С. На местности от этой точки уходит трасса, размеченная (маркированная) флажками.
Каждый участник двигается по разметке, зная, что где-то на трассе (где именно — неизвестно) ему встретится определенное количество контрольных пунктов. Задача его состоит в том, чтобы определить, где именно на местности стоят контрольные пункты, и нанести их местонахождения на свою карту (сделать прокол в карте и обвести его карандашом необходимого цвета).
Задачи по определению местонахождений КП непростые, так как судьи соревнований, подготавливающие трассу, стараются запутать спортсменов, проводя ее среди похожих друг на друга ориентиров. Совершить безошибочный выбор среди нескольких схожих сочетаний ориентиров (так называемых параллельных ситуаций) может лишь спортсмен, который, двигаясь по трассе, внимательно и непрестанно сличает карту с местностью и в каждый момент твердо знает, в каком именно месте карты он находится.
Преодолев по разметке всю трассу и зафиксировав свои решения по поводу местоположения всех встретившихся на трассе контрольных пунктов, спортсмен сдает на финише карту судьям, которые сравнивают ее с контрольной картой (на ней трасса и контрольные пункты нанесены совершенно точно) и устанавливают ошибки в проколе КП.
За каждый миллиметр ошибки (за исключением первого, льготного) ко времени, затраченному спортсменом на прохождение всей дистанции, прибавляется штрафное время (обычно минута). Таким образом, общий результат представляет собой сумму чистого времени и суммарного штрафа за все КП. То есть оценка результата в принципе производится как в биатлоне — беге на лыжах со стрельбой.
Видео — Спортивное ориентирование
Что такое спортивное ориентирование?
Спортивное ориентирование. Сезон — Зима