Фронтовой Истребитель МИГ-29. Часть первая

Фронтовой истребитель МИГ-29На рубеже 80-ых у наших ВВС не было фронтового истребителя, отвечавшего требованиям тех дней. Отставание от американцев было существенным. Долгих 4-ре года нам нечего было противопоставить отличному американскому истребителю Ф-16, но МИГ-29 стоило подождать. Новый Советский истребитель сразу же стал чемпионом в своем классе.

В 1971 году КБ имени Микояна начинает разрабатывать принципиально новый тип легкого фронтового истребителя, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Самолет должен был стать достойным противником своего американского оппонента, истребителя Ф-16, уже выпускавшегося в США. СССР серьезно отставал от стран запада в области электроники. Из за большого веса отечественной интеллектуальной начинки нашим конструкторам приходилось жертвовать летными характеристиками самолетов, тем не менее МИГ-29 стал одним из лучших в своем классе реактивных истребителей 4-го поколения. Для 29-го была выбрана интегральная компоновка, крыло и фюзеляж представляют единое целое. В конструкции использованы алюминиево-литиевые сплавы и применен углепластик. Основные воздухозаборники самолета расположены низко и на взлете или при посадке в них могут попасть камни или гравий, поэтому конструкторы применили интересное решение. На верхней поверхности крыла сделали дополнительные воздухозаборники. Во время запуска двигателей, руления, взлета и при посадке работают именно они, основные в этот момент закрываются заслонками.

Кабина МИГ-29МИГ-29 стал воплощением лучших инженерных решений своего времени. Одно из них радиолокационная станция, позволяющая обнаруживать воздушные цели, в том числе и низколетящие, на больших дистанциях. Радиолокационная станция – глаза любого самолета, в дополнение к ней на МИГ-29 установили впервые в мире оптико-лазерную систему. Она позволяет истребителю, не включая радара, скрытно выйти на рубеж атаки. Кабина МИГ-29 оснащена системой отображения информации на фоне лобового стекла и нашлемной системой целеуказания «Щель». Пилоту достаточно взглянуть на цель и она тут же будет взята под прицел электроникой боевых ракет. Двадцать девятый говорит со своим пилотом женским голосом. Речевой информатор летчики прозвали – Рита. Эта бдительная особа предупреждает об опасном режиме полета или угрозе со стороны противника. Катапульта МИГа устроена так, что пилот может спастись, даже покинув машину на нулевой высоте.

Самолет МИГ-29Первый полет МИГ-29 состоялся 6-го октября 1977 года. В начале восьмидесятых новые МИГи начали поступать в строевые части ВВС, заменяя устаревшие МИГ-21 и МИГ-23 ранних серий. Двадцать девятые произвели в войсках фурор своими пилотажными возможностями. За право летать на них многие летчики жертвовали престижными должностями, высокими окладами, покидали насиженные места в гарнизонах.

МИГ-29 становится мировым лидером среди истребителей своего класса. По эффективности в ближнем, маневренном воздушном бою он превосходил своих соперников: американские истребители Ф-15А и Ф-16А. МИГ-29 с самого начала получил ракеты, как малой, так и средней дальности, с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения. Интересно, что американский легкий истребитель Ф-16, самолет с которым принято сравнивать МИГ-29, получил ракеты средней дальности всего лишь несколько лет назад. Помимо ракет в комплекс вооружений МИГ-29 входит очень эффективная скорострельная тридцатимиллиметровая пушка.

Истребитель МИГ-29Зарубежные специалисты впервые смогли оценить достоинства двадцать девятого на авиационном салоне в английском Фарнборо. Самолет продемонстрировал столь высокий уровень управляемости, что было очевидно, что маневренный бой МИГ-29 с любым противником может закончиться только в его пользу. Тяга двигателя МИГ-29 превышает вес самолета – это значит, что истребитель может просто стоять на хвосте и даже начать набирать высоту с ускорением. Впервые военный реактивный самолет выполнил фигуру высшего пилотажа колокол, доступную раньше только спортивным самолетам. Специалисты по достоинству оценили и эффектный внешний вид машины с лебединой шеей. Мировая пресса была единодушна в оценках: русский МИГ-29 украл этот салон у всех авиационных фирм.

Впрочем, у МИГ-29 имелись и недостатки. Не слишком экономичные и долговечные двигатели. Меньший по сравнению с Ф-16 боевой радиус действия, к тому же самолеты ранних серий не могли эффективно атаковать наземные цели.

МИГ-29Помимо Советских ВВС двадцать девятый начал поступать на вооружение армий братских и развивающихся стран. В марте 1988 года первые новые МИГи получили и ВВС ГДР. После объединения двух Германий 24 самолета достались Люфтваффе. Немецкие летчики, ранее пилотирующие Фантомы, Торнадо и Старфайтеры пересели на Российские истребители и тут же что называется – почувствовали разницу. Мечта любого пилота – немцы называли МИГ-29 именно так.

К началу 1990 годов МИГ-29 стал одним из самых массовых истребителей 4-го поколения. Он уступал по тиражу лишь американскому Ф-16, серийное производство которого началось на несколько лет раньше. Сегодня 29-ый стоит на вооружении в 27-ми странах.

МИГ-29 создавался с расчетом на долгую перспективу. В конструкцию самолета были заложены большие возможности по модернизации. Сегодня появились новые модификации МИГ-29. История истребителя продолжается.

 


Добавить комментарий