Подводная лодка «С-1» / The submarine «S-1»

Подводная лодка С-1
Подводная лодка С-1

Люди краснознаменной лодки.

Подводная лодка «С-1» несколько недель плавала в опасных водах Ботнического залива, упорно боролась она со льдами и зимними штормами. Много было у нее боевых встреч с кораблями и транспортами противника.
Однажды радист Гаранин принял сообщение из штаба флота о том, что к белофиннам идет транспорт, груженный оружием. Нельзя было допустить, чтобы это оружие было обращено против доблестных воинов Советской Армии, сражавшихся на Карельском перешейке. Вахтенный офицер лейтенант Баканов доложил командиру лодки: «Вижу корабль!» Подводная лодка быстро скрылась под водой. Командир лодки через перископ зорко следил за транспортом. Постепенно расстояние между судном и подводной лодкой сократилось. Раздалась команда «Аппараты, товсь!» По команде «Пли» торпеда с силой вырвалась из аппарата и понеслась к цели. Прошло несколько томительных минут, прежде чем подводники убедились в успехе атаки.
Когда подводная лодка всплыла на поверхность воды, транспорт с креном на левый борт и с большим дифферентом на нос погружался в пучину.

Подводная лодка С-1
Подводная лодка С-1

Бывали и такие случаи, когда подводная лодка находилась на краю гибели. Вот что однажды с ней произошло во льдах залива.
Двум финским самолетам удалось обнаружить подводную лодку. Ее со всех сторон сдавило льдами, маневрировать было негде, да и погрузиться нельзя: в момент погружения подводная лодка беззащитна. Кроме того, обледеневшая лодка не всегда может погрузиться, так как толстый ледяной покров создает излишний запас плавучести, который остается и после приема воды в балластные цистерны. У командира подводной лодки капитан- лейтенанта Трипольского осталось одно—вступить в артиллерийский бой с самолетами. Трипольский надеялся на артиллерийский расчет своего корабля и особенно на скромного комендора Ивана Сивогривова. Сивогривов — настоящий снайпер, мастер своего дела. И действительно, с четырех метких выстрелов он сбил один вражеский самолет. Холодные волны зимней Балтики сомкнулись над обломками бомбардировщика. Другой самолет, не приняв боя, скрылся в облаках.
Таких, как Сивогривов, много было на подводной лодке «С-1». По 8—10 часов просиживал за наушниками радист Гаранин. Каждое донесение командира было передано в срок и по назначению. Каждая радиограмма в адрес лодки принималась Гараниным без искажений. Капитан-лейтенант Трипольский приказал Гаранину передать в базу радиограмму. Радист стал настраивать передатчик. Прошло 5—10 минут, но радиостанция базы молчала. Гаранин тщательно проверил аппаратуру. Все оказалось в порядке. По-видимому, была неисправна антенна. Когда Гаранин, преодолев холодный, обжигающий лицо ветер, добрался до антенны, он увидел, что антенна покрылась толстым слоем льда, который препятствовал излучению радиоволн. Надо было снять с нее лед и тщательно очистить. Но как это сделать? На ледяной скользкой палубе не удержишься. Выход был найден. Гаранин вместе со своим другом мотористом Сергеем Алексашиным натянул новую антенну — связь была восстановлена.
Несколько дней подряд на море бушевал шторм. Волны с шумом набегали на подводную лодку и с яростной силой ударялись в козырек ходовой рубки. Вместе с волнами на козырек обрушивалось множество твердых льдинок. Стальной козырек рубки не выдержал и надло* милея. А раскачивающаяся на ветру его сломанная часть могла совсем оторвать козырек. Без него нельзя нести вахту на мостике. Надо было обрезать сломанную часть. Это дело поручили Сергею Алексашину и матросу Воронову. Они вооружились ножовкой и поднялись наверх. Всю ночь проработали два отважных подводника среди бушующей стихии в обледенелой одежде.
Когда стало светать, работа еще не была закончена, а подводной лодке надо было уходить на глубину. «Молодцы, ребята, — подбадривал их командир лодки, — много сделали за ночь. А теперь быстро спускайтесь». Только на вторую ночь удалось Алексашину и Воронову закончить свою работу.
Был с Алексашиным и такой случай. Во время шторма потребовалось откачать за борт две тонны грязного отработавшего масла. Для этого надо было отдраить примерзшую горловину приема масла, находящуюся снаружи лодки. Откачать масло надо было обязательно, иначе лодка станет неуравновешенной. Открыть примерзшую горловину взялся, рискуя жизнью, Сергей Алексашин. Он смело вышел на верхнюю палубу. Обвязавшись концом троса, укрепленного на рубке, Алексашин приступил к работе. Сильная волна сбила его с ног. Трос лопнул, и храброго подводника отбросило далеко на корму. Его ноги уже были за бортом, еще мгновение и волны унесли бы Алексашина. Но он не растерялся,быстро ухватился за леер и выбрался на обледенелую палубу. С большим трудом Алексашин добрался до рубки, закрепил себя более прочным тросом и продолжал работу до тех пор, пока не выполнил задания (рис. 65). Страна по достоинству оценила героизм и отвагу Сергея Алексашина, наградив его орденом Ленина.

 

Подводная лодка Щ-324
Подводная лодка Щ-324

Успешно действовала и краснознаменная подводная лодка «Щ-324» под командованием капитана 3 ранга Коняева. Днем и ночью бдительно несли боевую вахту советские подводники. Перед ними была поставлена задача — нарушать пути сообщения противника в Ботническом заливе.

Командир подводной лодки «Щ-324» Герой Советского Союза А. М. Коняев
Командир подводной лодки «Щ-324» Герой Советского Союза А. М. Коняев

Тринадцать дней лодка крейсировала в заливе, ища встречи с противником. Наконец, в ясный солнечный день подводная лодка встретила конвой противника, состоявший из двух груженых транспортов и нескольких кораб
лей охранения. Залп! Раздаются глухие взрывы. Торпеды попали в цель. Подводная лодка быстро уходит на глубину, а вокруг нее уже рвутся глубинные бомбы. Корпус лодки звенит и содрогается. От сильных близких взрывов больно в ушах. Подводная лодка легла на грунт. Все механизмы и устройства были остановлены, даже люди разговаривали вполголоса. Сверху доносились то приближающиеся, то удаляющиеся шумы гребных винтов охотников. Но вскоре взрывы затихли, и командир лодки поздравил экипаж с победой.
Ночью подводная лодка всплыла на поверхность воды. Шторм усилился. На третьи сутки он достиг одиннадцати баллов, термометр снаружи лодки показывал 21 градус ниже нуля. На корпусе подводной лодки постепенно нарастал лед. Рубочный люк обледенел и не закрывался. Подводному кораблю нельзя было погружаться. С невероятными усилиями старшины Тихонов и Литов освободили люк ото льда. Чтобы дать отдых команде, командир увел подводный корабль на глубину 40 м.
На вахту у контроллера горизонтальных рулей встал боцман Назаров — опытный рулевой-горизонталыцик. Не каждый мог так умело нести вахту, как он. Когда Назаров на вахте, командир лодки спокоен: рули будут работать безотказно, подводный корабль не уйдет произвольно на глубину и не выскочит наверх.
Вдруг боцман неожиданно доложил: «Подводная
лодка не слушается рулей, где-то заело». Командир отделения Шариков проверил привод рулей. Внутри подводной лодки все оказалось в порядке. По-видимому, повреждение было в надстройке. Подводной лодке пришлось всплывать. Работать в надстройке было нелегко. Резкий ветер сбивал с ног, ледяная волна окатила Назарова с ног до головы, сразу же одежда превратилась в ледяную корку. Более получаса провел он в надстройке почти по пояс в холодной воде. Повреждение было устранено. Тут же на палубе комендоры Коваль и Бендерец предохраняли пушки от обмерзания, поливая их кипятком.
Выполнив задачу, подводная лодка «Щ-324» направилась в базу. В это время установился тридцатипятиградусный мороз. Путь подводной лодке преградила ледяная полоса. Обхода не было. Оставалось одно: пройти под ледяным покровом среди подводных скал и минных полей. И командир решился на это.
Долго шла по опасному пути подо льдом подводная лодка. Когда лодке удалось всплыть на поверхность воды, вдали были видны створные огни базы. Так закончился трудный двадцатидвухдневный боевой поход в тяжелых условиях жестокой зимы и свирепых штормов.


1 thought on “Подводная лодка «С-1» / The submarine «S-1»

Добавить комментарий